Об АИС "Расчет-ЖКУ"
Анализ показал, что предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, имеют разный уровень информационного развития, эксплуатируют различные программные продукты (их многообразие не поддается учету). Только организациями жилищно-коммунального хозяйства используется более 30 программных продуктов для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В отдельных товариществах собственников программные продукты отсутствуют вообще. Такая ситуация препятствует внедрению единых подходов, стандартов, решений и обусловливает существенный рост затрат, сдерживает развитие отрасли.
Унификация систем и единство программного обеспечения банков и производителей услуг способствуют снижению себестоимости обработки платежей.
С целью дальнейшего развития ЕРИП Национальный банк Республики Беларусь выступил с инициативой расширить информационную составляющую системы и преобразовать финансовые потоки, что позволит наполнить систему новыми функциональными возможностями и повысить ее привлекательность для банковских структур и получателей платежей.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства заинтересовано в реализации данной инициативы, так как единая система расчетов с населением обеспечит снижение затрат на начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и доработку программного обеспечения, размера комиссионного вознаграждения за прием платежей. Кроме того, за счет снижения требований к техническим характеристикам оборудования сократится потребность в финансовых средствах на его приобретение и обслуживание.
В этой связи было принято решение о создании единой информационной системы расчетов за потребленные населением жилищно-коммунальные и другие услуги.
Для реализации указанных направлений разработан программный продукт по начислению платы за потребленные населением жилищно-коммунальные и другие услуги, который позволит установить информационный обмен между ведомственными системами и создать на региональном уровне единое информационное пространство, предоставляющее равные и качественные возможности по начислению оплаты и приему платежей за оказанные услуги для всех субъектов хозяйствования независимо от их формы собственности, финансовой возможности и объема оказанных услуг. Наличие такого пространства и его отраслевая независимость обеспечат рост уровня информатизации предприятий, использование единых стандартов при начислении платы за коммунальные и другие услуги, повышение качества обратной связи с органами управления, сокращение накладных расходов.
Население же получит равную возможность пользоваться всеми сервисами по информированию, способами оплаты независимо от поставщика услуги, перечня заключенных договоров.
Создание качественно новой информационной системы расчетов с населением за жилищно-коммунальные и другие услуги позволит:
- уменьшить комиссионное вознаграждение за прием платежей;
- усовершенствовать процесс начислений по коммунальному, частному, ведомственному жилому фонду и домам совместного домовладения;
- проводить эффективный мониторинг начислений жилищно-коммунальных и других услуг;
- получать статистические данные для дальнейшего анализа и планирования;
- реализовать единство подходов и алгоритмов при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги;
- оперативно включать в обработку оплаты других услуг без каких-либо изменений в технологии обработки;
- предоставлять дополнительный функционал на базе как имеющихся, так и новых IT-технологий с минимальными затратами;
- осуществлять оперативный учет и распределение поступающих денежных средств между поставщиками услуг;
- снизить затраты на содержание IT-инфраструктуры, обеспечивающей ведение лицевых счетов, расчет начислений и пени, хранение данных.
Таким образом, глубокая интеграция предлагаемого проекта с действующей системой позволит существенно сократить затраты и создать качественно новую республиканскую систему жилищно-коммунальных платежей.